«Торговцы резиной» - это спектакль-кабаре, как его позиционирует театральная компания «Арт Партнер», по пьесе израильского писателя Ханоха Левина, поставленный модным московским режиссёром Пётром Шерешевским. В главных ролях Игорь Верник – скряга и жмот Спроль, Виталий Коваленко – жадный и нелепый Цингербай и Полина Кутепова – охотница за выгодной партией Берло. Сразу предупреждаю, что спектакль длинный. Начавшись с небольшой задержкой, закончился только в половине одиннадцатого вечера. Будьте готовы к тому, что Вас могут потерять дома, потому что с головой окунетесь в то трехчасовое кабаре, которое разыграют со сцены три великолепных актера. Первый акт - это каламбур, шутовство, гримасничество, клоунада всех вместе, а второй глубокая личная драма героев, трагедия и одиночество каждого отдельно.
Во втором действии за масками шутов мы начинаем разглядывать личности героев, вскрывать и препарировать их недостатки, разбирать мотивы. Хотя какие могут быть мотивы хрестоматийных еврейских персонажей – жажда наживы и скупость, то, что высмеивают большинство анекдотов. А у «торговцев резиной» (да-да, именно тех самых изделий, о которых Вы подумали) это получается действительно смешно, местами намеренно наиграно, преувеличено, дабы под ярким светом софитов намеренно высветить проблему, которая остро стоит в современном мире. Мораль такова: нет смысла откладывать жизнь и откладывать сбережения на будущее, выискивать, взвешивать, оценивать наиболее выгодные варианты, теряя при этом то, что ценно здесь и сейчас, что рядом с тобой. Будущее может и не настать, в ожидании светлого будущего можно влачить унылое настоящее и копить, копить, копить… Нерастраченных чувств, эмоций, желаний в один момент может оказаться слишком много, а выплеснуть их будет уже не на кого.
Так и герои пьесы, вместо того, чтоб жить свою лучшую жизнь, любить, тратить здесь и сейчас ищут выгодные партии, сделки, поводы до тех пор, пока не умирают в одиночестве, каждый оставшись при своем. На сцене мы видим трех одиноких людей в красивом возрасте 40+, которые ярко, с шиком, блеском, блестками, песнями и танцами рассказывают о себе. Спроль - наследник десяти тысяч презервативов, которые всю жизнь пытается выгодно реализовать. Идут годы, изделия теряют свойства, срок их годности заканчивается, но он не готов уступить в цене. Даже из могилы Спроль пытается совершить сделку, и пристроить просроченный 30 лет назад товар. Берло - хозяйка аптеки, мечтающая удачно выйти замуж, объединить свои капиталы с мужем, и расширить бизнес. В какой-то мере она тоже торговец резиной, потому что продает презервативы в своей аптеке, и однажды покупателем становится неуклюжий Цингербай. Так этот треугольник замыкается.
Невозможно передать тот юмор и настроение, с которым разыгрывают сцены Верник-Кутепова-Коваленко. В каждом своя «изюминка», сверкающая ограненным бриллиантом на сцене. У Кутеповой это манера говорить, тягучая, плавная, гипнотизирующая. В ее героине нет любви, только выгода (впрочем, ни в одном из персонажей, по сути, нет любви). Она не готова идти на уступки ради личного счастья. Даже обсуждая брачный контракт со Спролем, настаивает на том, чтоб после смерти предполагаемого супруга все расходы на похороны он взял на себя. Принести суп во время болезни или стакан воды в старости – это, пожалуйста, а вот тратиться на лечение и погребение - это каждый сам. Цингербай в свою очередь тоже хочет жениться на Берло, но совершенно не готов делиться своим состоянием. В глубокой старости, настигшая героев во втором акте, он вот-вот решился разделить судьбу и чековую книжку, размер которой практически утроил за прошедшие 30 лет, наконец, решился жениться. Однако в последний момент, отдав чек в руки женщины, ощутил физическую боль от потери состояния и попросил вернуть проклятую бумажку. Берло вернула. Каждый остался доживать унылую безрадостную жизнь со своими «тараканами».
Спектакль идет под сопровождение живого музыкального коллектива, играющего свою небольшую роль рассказчиков в этом комедийном повествовании. Постановка дает неограниченную возможность посмеяться над героями и теми ситуациями, в которые они сами себя ставят, послушать не только живой вокал бесподобного Верника, но и понаблюдать за душевными терзаниями его персонажа, проникнуться глубиной и драматическим талантом актера, подумать про себя: «Да, он действительно так хорош, как выглядит!». Каждый из трех задействованных актера личность, каждый главное действующее лицо. Они одинаково важны и одинаково ярко блистают на сцене в декорациях кабаре – тяжелый бордовый занавес, жемчужная нить из лампочек, три стула и микрофоны. Каждый из них, Верник, Кутепова, Коваленко, стремится и ищет счастье, не понимая, что это, такое, но каждый сам себе мешает его обрести.